Рецензия на фильм «Пять процентов»
Обзор фильма
Со 2 ноября 2023 года в российском прокате идет фильм «Пять процентов» – трагикомедия о забытых санкт-петербургских художниках, которые неожиданно получают шанс вернуть себе былую славу. В главных ролях выступают звезды российского кино Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков, которые играют художников, нашедших великолепные и дорогие картины неизвестного мастера.
Сюжетная линия
Главный герой, скульптор Николай Фомич Ферапонтов, когда-то был известен и уважаем при советских лидерах, но в новом времени он обитает лишь в ветхой мастерской, смиряясь с одиночеством и долгами. Его сын и внучка, практически единственные близкие люди, имеют к нему лишь корыстный интерес.
Ситуация принимает неожиданный поворот, когда в его мастерскую приходит искусствовед Мясоедов, который случайно обнаруживает картины огромной художественной ценности. Несмотря на то, что Ферапонтов никогда не создавал таких шедевров, он решает присвоить себе авторство.
Культурная значимость и стиль фильма
«Пять процентов» Дмитрия Светозарова заимствует меланхолию у классических фильмов «ленинградской школы». Картина сочетает театральность, детализированность и «маленького человека» в центре повествования. Фильм вызывает ностальгические воспоминания о таких работах, как «Отпуск в сентябре» и «Фонтан».
Многие сцены кажутся излишне театральными и затянутыми, что может утомлять зрителя. Художественная мастерская Николая Фомича заполнена мелочами, которые акцентируют внимание на детали, превращая фильм в нечто большее, чем просто ленинградский артхаус.
Герои прошлого и современность
Стоянов и Сухоруков в фильме олицетворяют старую школу актерского мастерства. Их взаимодействие на экране наполнено энергией, отсылками к прошлому и юмором, который произрастает из несоответствия ожиданиям.
Заключение
«Пять процентов» Светозарова оказывается не просто ностальгическим напоминанием о прошлом, но метафорой человеческой судьбы и искусства в условиях меняющегося мира. Это трагикомическая история о творцах, оказавшихся никому не нужными в новом веке, и новом времени, преисполненном юмора и грусти. Фильм вызывает у зрителя как улыбку, так и грусть, заставляя задуматься о месте искусства и его создателях в современном обществе.