Рецензия на фильм «Пять процентов»

Обзор фильма

Со 2 ноября 2023 года в российском прокате идет фильм «Пять процентов» – трагикомедия о забытых санкт-петербургских художниках, которые неожиданно получают шанс вернуть себе былую славу. В главных ролях выступают звезды российского кино Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков, которые играют художников, нашедших великолепные и дорогие картины неизвестного мастера.

кадр из фильма Пять процентов

Сюжетная линия

Главный герой, скульптор Николай Фомич Ферапонтов, когда-то был известен и уважаем при советских лидерах, но в новом времени он обитает лишь в ветхой мастерской, смиряясь с одиночеством и долгами. Его сын и внучка, практически единственные близкие люди, имеют к нему лишь корыстный интерес.

Ситуация принимает неожиданный поворот, когда в его мастерскую приходит искусствовед Мясоедов, который случайно обнаруживает картины огромной художественной ценности. Несмотря на то, что Ферапонтов никогда не создавал таких шедевров, он решает присвоить себе авторство.

кадр из фильма Пять процентов

Культурная значимость и стиль фильма

«Пять процентов» Дмитрия Светозарова заимствует меланхолию у классических фильмов «ленинградской школы». Картина сочетает театральность, детализированность и «маленького человека» в центре повествования. Фильм вызывает ностальгические воспоминания о таких работах, как «Отпуск в сентябре» и «Фонтан».

Многие сцены кажутся излишне театральными и затянутыми, что может утомлять зрителя. Художественная мастерская Николая Фомича заполнена мелочами, которые акцентируют внимание на детали, превращая фильм в нечто большее, чем просто ленинградский артхаус.

Герои прошлого и современность

Стоянов и Сухоруков в фильме олицетворяют старую школу актерского мастерства. Их взаимодействие на экране наполнено энергией, отсылками к прошлому и юмором, который произрастает из несоответствия ожиданиям.

кадр из фильма Пять процентов

Заключение

«Пять процентов» Светозарова оказывается не просто ностальгическим напоминанием о прошлом, но метафорой человеческой судьбы и искусства в условиях меняющегося мира. Это трагикомическая история о творцах, оказавшихся никому не нужными в новом веке, и новом времени, преисполненном юмора и грусти. Фильм вызывает у зрителя как улыбку, так и грусть, заставляя задуматься о месте искусства и его создателях в современном обществе.